Жить на равных
«Сладкие дети» — так называют их воспитатели в детском саду. Внешне они ничем не отличаются от обычных ребятишек: такие же любознательные, так же любят играть, шалить и порой не слушаются. Правда, есть одна характерная особенность: в отличие от обычных детей, эти не боятся уколов — привыкли. Ведь больные инсулинозависимой формой сахарного диабета получают инъекции гормона перед каждым приемом пищи.
Сахарный диабет — одно из самых распространенных заболеваний эндокринной системы. Количество больных диабетом составляет 2-6% от общего числа населения всего мира. К сожалению, «сладкой болезни» все возрасты покорны. Причины могут быть разные, но у детей сахарный диабет является в основном наследственным заболеванием и часто протекает тяжело, с высокой степенью инсулиновой недостаточности и является причиной ранней инвалидности.
А пока ученые ищут новые, более эффективные способы борьбы с диабетом, больным необходимо как можно раньше научиться жить с этим заболеванием. Причем жить наравне со здоровыми людьми, полноценно и качественно, насколько это возможно, и определив свое место в социуме.
Интеграция в общество — проблема?
Первым общественным институтом для каждого ребенка становится детский садик: зачастую именно здесь малыши получают первые навыки общения в коллективе. Но по существующим правилам содержания детей в дошкольных учреждениях, малышей с сахарным диабетом не берут в обычные детские сады, потому что за такими детьми требуется специальный уход. Это инъекции инсулина, регулярный (до 5 раз в день!) контроль уровня сахара в крови, индивидуально подобранные физические нагрузки и обязательно — особенно благоприятный эмоциональный фон. Да еще плюс специальное 5–6-разовое питание, сбалансированное по содержанию углеводов и подобранное каждому ребенку индивидуально в зависимости от его возраста и уровня гликемии.
Все эти мероприятия совершенно необходимы для того, чтобы диабет протекал стабильно, был устойчиво компенсирован на ранней стадии и в целях профилактики ранних осложнений (снижение зрения, патология нервной и сосудистой систем). Естественно, в обычном дошкольном учреждении выполнение всех этих условий невозможно. Поэтому ребенку, больному сахарным диабетом, ничего другого не остается, как сидеть дома с бабушкой или мамой, вынужденной оставить работу. Дальнейшая, более «взрослая» перспектива, — индивидуальное школьное обучение, то есть занятия с учителями, которые будут приходить к ребенку, опять же, на дом. О какой социализации, о каком участии человека в общественной жизни, о каком качестве этой самой жизни в таком случае может идти речь?
Выход найден
В Самаре дети с инвалидностью по сахарному диабету с 1996 года пользуются возможностью наряду со здоровыми детьми получать образовательные услуги. А их родители, ранее зависящие от социальных пособий государства, с тех пор могут работать, обеспечивая себя и своих детей. Все это благодаря тому, что именно в 1996 году по социальному запросу родителей в детском саду комбинированного вида №49 была открыта группа для детей, больных сахарным диабетом. В 1996–1999 годах группу посещали 5–6 человек, в 2003 году их число возросло до 12 человек, а в нынешнем году их уже более 15. Так что, к сожалению, социальный заказ на существование такой группы по-прежнему актуален. Кроме того, в группе находятся также дети с другими заболеваниями, требующими особенных условий, например, с фенилкетонурией и целиакией.
Этот детский сад — единственный в своем роде на всем Поволжье. За семь лет своего существования детский сад выпустил уже 40 детей, находящихся на инвалидности, но имеющих стойкую компенсацию своего заболевания. Все специалисты детского сада работают в контакте с родителями: объясняют, обучают, помогают для того, чтобы реабилитация детей проводилась и в садике, и дома.
Научиться жить...
Часто для того, чтобы научиться жить с диабетом, то есть хорошо себя чувствовать, необходимо дисциплинированно выполнять предписания врачей и выработать определенные привычки.
Специалисты садика №49 очень серьезно подходят к вопросу адаптации детей к условиям обычной, здоровой жизни. Малыши должны знать, как физически проявляются ухудшения их состояния, что они при этом могут чувствовать, и самое главное — как им себя вести в этой ситуации, как правильно обратиться ко взрослым за помощью.
На качество их жизни, несомненно, влияют полнота и своевременность оказанных оздоровительных мероприятий. Ведь они направлены на поддержание стойкой ремиссии, на предупреждение развития ранних осложнений.
Но самое главное для этих детей — вырасти с чувством собственной ценности и не оказаться лишними в обществе. Для этого необходимо понимание со стороны людей, власть предержащих.
Насколько государство в состоянии позаботиться о людях с ограниченными возможностями, какое сформировано по отношению к ним общественное мнение, — это является показателем уровня развития и экономики, и социальной культуры. Отношение к детям с инвалидностью — особое: по понятным причинам необходимо сделать все возможное для их реабилитации и даже сверх того.
Также воспитатели в своей работе придерживаются рекомендаций психолога. Ведь дети с диабетом, бронхиальной астмой и аллергодерматозами, которые также посещают детский сад №49, нуждаются в благоприятных эмоциональных условиях, в противном случае переживания ребенка могут спровоцировать ухудшение общего состояния. Все воспитатели и педагоги помнят, что для детей важны улыбки, подбадривание, мимолетные поглаживания для создания и укрепления чувства собственной ценности и просто хорошего настроения. Когда маленькому человеку предоставляется возможность выбора и принятия самостоятельных решений, укрепляется его вера в собственные силы, а положительный настрой всегда на пользу здоровью.