Welcome to МБДОУ «Детский сад №49»   Click to listen highlighted text! Welcome to МБДОУ «Детский сад №49» Powered By GSpeech

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад
комбинированного вида № 49»
городского округа Самара

443020, г. Самара,
ул. Ленинградская, 80 (1 корпус)
+7 (846) 333-53-80
+7 (846) 310-13-97
443020, г. Самара,
ул. Чапаевская, 120 (2 корпус)
+7 (846) 333-51-07
443020, г. Самара,
ул. Садовая, 40 (3 корпус)
+7 (846) 332-49-82
E-mail: sdo.ds49@63edu.ru

Подготовка к детскому саду

Как подготовить малыша к детскому саду

Взрослые в семье должны понимать, что адаптационный период — один из самых сложных в жизни ребенка. В один из дней, без всякой предварительной подготовки, ребенка приводят в детский сад и оставляют одного, среди незнакомых взрослых, в новой для него обстановке. Попробуйте посмотреть на все случившееся глазами самого малыша…

Все понимают, что ребенку необходимо общество сверстников, что в детском саду работают специально обученные педагоги, но уж очень настораживают советы окружающих не торопиться, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Страшат постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют. Что можно сказать в ответ на это? В чем-то эти взрослые и правы, в чем-то нет.

Действительно, может случиться и такое, когда малыш с первых дней посещения сада будет плакать, тяжело переживать разлуку с родными и дня через 3–4 заболеет. Не торопитесь обвинять во всем воспитателей. Период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому периоду в его жизни. Взрослые в семье должны понимать, что адаптационный период — один из самых сложных в жизни ребенка. В один из дней, без всякой предварительной подготовки, ребенка приводят в детский сад и оставляют одного, среди незнакомых взрослых, в новой для него обстановке. Попробуйте посмотреть на все случившееся глазами самого малыша…

В его жизни подобного не было, он не может понять, осознать. Его страшит происходящее, неизвестность держит в нервном напряжении, родных нет, его окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения, и ребенок начинает обороняться. Он горько рыдает, бунтует, отказываясь от помощи воспитателя, требует, чтобы рядом была мама. Родители поражаются изменениям в поведении своего малыша. Отчаяние и обида настолько доминируют, что малыш забывает о еде, сне. Его пугают попытки воспитателя хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько возбужден, что, возвратясь домой, не в состоянии успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Как снять стресс и помочь малышу? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша. Родителям необходимо прислушиваться к советам воспитателей.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов. Подготовительный этап следует начинать за 1–2 месяца до приема малыша в детский сад.

В первую очередь необходимо провести в соответствие распорядок дня малыша дома с режимом детского сада. Это очень важно для малыша. Планомерно, постепенно можно подвести малыша к четкому его выполнению. Когда малыш придет в группу, он так же, как и все дети, охотно сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе, в часы сна всей группы. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки.

Во вторую очередь нужно уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбные суфле. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным. Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. В групповой комнате дети едят сами, сидят за столом. Воспитатели следят, чтобы все доели до конца, по необходимости докармливают, кто не доел. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого. То же и при укладывании спать. Все дети с помощью взрослого раздеваются и ложатся в кроватки. Воспитатель следит за тем, что бы малыши спокойно заснули. Одного погладит, другому улыбнется, третьего накроет одеялом. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в детском саду приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладит остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками. Как только в семье посчитают, что эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, наступает следующий этап — в работу включается педагог, который непосредственно будет воспитывать ребенка в детском саду.

Основной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в группу детского сада. Педагог доброжелательно встречает гостей, обращается к малышу: «Я рада тебя видеть!». Педагог воспользуется любой создавшейся ситуацией, чтобы дать почувствовать новенькому свое расположение к нему: видишь, это для тебя запел наш попугайчик Кеша!» Гости присаживаются в уголок, откуда видно все в группе.

Основная задача мамы определена заранее. Она должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Сидя рядом с ребенком, она поясняет: «Смотри, Любовь Петровна кормит Кешу-попугайчика! Она добрая». Но малышу еще нужно осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Пусть привыкнет. Эта встреча с воспитателем и детьми не последняя. Их количество определяется поведением самого малыша. В следующий раз, по предложению мамы, они вместе могут подойти к игровому уголку, чтобы лучше рассмотреть все игрушки. Мама поможет ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему. «Как мне здесь нравится! Какие забавные зверушки сидят за столом!». Каждый визит в детский сад длится не более часа.

Освоившись, ребенок делает первые попытки пройти по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. И ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то прибежит назад к маме. Все чаще задерживается он возле воспитателя, чтобы еще раз убедиться в добром отношении к себе.

Интересно отметить, что в это время малыш не замечает сверстников. К тому же в силу своего возраста сверстники не могут так ярко продемонстрировать свое положительное отношение к нему. Уровень их игровых умений не настолько высок, чтобы привлечь его внимание. На этом фоне мимолетные контакты его со взрослым закрепляются. Педагог знает, каким игровым материалом можно заинтересовать малыша. Он то называет малыша ласковым именем, как зовут его дома родные, то ласково обнимает, то пригласит участвовать в игре. Ребенок увлечен совместными действиями, все реже его взор обращается к маме. Теперь она на некоторое время может выйти из группы. Если малыш спохватится, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверение о том, что не стоит волноваться, мама сейчас вернется. И действительно, мама возвращается. Так малыш начинает верить взрослым. Ребенок начинает посещать группу по 2–3 часа в день. Дома родители внимательно следят за его самочувствием, отмечают характер сна, аппетит.

При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2–3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. В процессе привыкания нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь — сон. Ребенка лучше первое время завтраком кормить дома. В саду он вместе со всеми играет, гуляет в течение 2–3 часов, а на обед и сон возвращается домой. Проявления у детей чисто индивидуальны, поэтому кому раньше, кому позже можно предлагать пообедать в группе, а домой возвращаться к дневному сну, чтобы не нарушить длительность и характер сна. Позже, если самочувствие ребенка хорошее, можно пытаться предложить ему остаться в детском саду после обеда.

Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течение 1 — 12 дней. Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых, ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать в новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца.

Итак, самое главное — маме быть спокойной и не торопиться Дайте возможность ребенку освоиться, привыкнуть и почувствовать интерес к окружающей его новой обстановке. Подумайте: он впервые видит так много детей, впервые внимание взрослого подчинено не ему одному.

Следует запомнить:

  • Ваш ребенок должен самостоятельно есть, одеваться и раздеваться. Учите этому постепенно.
  • Самостоятельность в игре — это спокойствие малыша в непривычной обстановке детского сада.
  • Пусть воспитатель посетит ваш дом. В беседе расскажите педагогу о характере и привычках ребенка.
  • Не забудьте упомянуть, как вы его ласково называете, как хвалите.
  • Любимая игрушка должна каждый день отправляться в сад вместе с хозяином и возвращаться вечером непременно! Иначе будут слезы.
  • Первое время забирайте малыша пораньше. Не спешите пока на работу. Выждите некоторое время.

Литература: Любовь Колесникова «Как подготовить малыша к детскому саду». Журнал «Счастливые родители», июль 1998 г.

Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech