Доступная среда
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» дети-инвалиды могут на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка.
В МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара соблюдаются требования законодательства о социальной защите инвалидов.
С этой целью созданы необходимые условия инвалидам, а именно:
Во исполнение Статьи 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации (ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), детский сад гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Имеется вариант интернет сайта детского сада для слабовидящих.
Методическая служба детского сада приобретает периодическую, учебно-методическую, справочно-информационную и художественную литературу для инвалидов, в том числе издаваемую на магнитофонных кассетах.
При необходимости в МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара приказом руководителя будет назначено должностное лицо, ответственное за сопровождение детей –инвалидов.
Носители информации размещены на 1 этаже, организован в случае необходимости допуск в МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Во исполнение Статьи 19. Образование инвалидов (ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Данная поддержка направлена на
1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество.
МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивает получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Образование и обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара обеспечивает инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения дошкольного образования и реабилитации инвалидов.
Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования, созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным программам дошкольного образования.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании заявления родителей и экспертного заключения ребенок принимается в детский сад, где с ребенком будут работать лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию.
Законом РФ «Об образовании» определено, что учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольное образования, по общему правилу могут устанавливать плату за содержание ребенка в указанных учреждениях, если иное не установлено федеральными законами. Однако за содержание детей с отклонениями в развитии, а также детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
Полное или частичное освобождение от платы за детский сад, как правило, осуществляется на основании заявления родителя такого ребенка, к которому прилагается справка с места жительства о составе семьи, копия свидетельства о рождении ребенка и иные подтверждающие документы.
Сопровождение воспитанников с ОВЗ и инвалидов
В МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара осуществляется коррекционное сопровождение детей с ОВЗ дошкольного возраста 3-7 лет.
В МБДОУ организовано 4 группы для детей с ОВЗ, с задержкой психического развития. Помимо этого, сопровождение детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет осуществляется в условиях инклюзивного обучения (индивидуальные коррекционные занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога в зависимости от заключения, индивидуальных особенностей воспитанников и рекомендаций ПМПК).
Основу комплексного сопровождения детей с ОВЗ составляют следующие принципиальные положения
- коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения
- содержание коррекционной работы — это психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в речевом (познавательном) развитии воспитанников
- все специалисты осуществляют коррекционную работу.
Цель коррекционной работы — устранение, компенсация имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием основного дефекта (при речевом недоразвитии — познавательных процессов, при нарушении познавательной сферы — речевого недоразвития), предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для каждого воспитанника с ОВЗ в группе коррекционной или общеразвивающей направленности учителем-логопедом/учителем-дефектологом или совместно указанными специалистами после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и с учётом одной из перечисленных Программ коррекционно-развивающей работы, разрабатывается индивидуальный план, определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям дошкольника с ОВЗ.
В рабочих программах, разработанных с учётом коррекционных технологий для детей с ТНР и ЗПР заложено оптимальное сочетание индивидуальной коррекционной работы и совместной деятельности детей и взрослого, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Свободное время для игр выделяется и в первой и во второй половине дня, а также время для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач программ обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции познавательно-речевой сферы и тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей, родителей.
Структура программ коррекционной работы включает взаимосвязь диагностического, коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в программу и процессы реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника.
Комплексное коррекционное сопровождение дошкольников с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара осуществляется в соответствии с локальными актами, регламентирующими деятельность специалистов, осуществляющих данное сопровождение:
В группе для детей с ЗПР сопровождение воспитанников с ОВЗ осуществляют: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Неотъемлемыми участниками комплексного коррекционно-педагогического сопровождения являются родители.