муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад
комбинированного вида № 49»
городского округа Самара

443020, г. Самара,
ул. Ленинградская, 80 (1 корпус)
+7 (846) 333-53-80
+7 (846) 310-13-97
443020, г. Самара,
ул. Чапаевская, 120 (2 корпус)
+7 (846) 333-51-07
443020, г. Самара,
ул. Садовая, 40 (3 корпус)
+7 (846) 332-49-82
mdoudsv49@mail.ru

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких - сделайте прививку!

Занятия с логопедом, учителем-дефектологом

Консультация для родителей «Развивайте детей играя» Фролова В.А., учитель-дефектолог

Консультация для родителей «Развивайте детей, играя»

Фролова В.А., учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.      Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений, но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.     Уважаемые родители не просто играйте с детьми, а обязательно ставьте в процессе развивающие задачи, в этом вам поможет дидактическая игра. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия взрослого на ребенка,это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности исистемы оценивания.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает.

Существует множество дидактических игр на совершенно разные темы

  1. Игра "Сочини предложение". Взрослый   предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
  2. Игра «Кто с какими буквами дружит».
    На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой  говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке".
  3. Игра «Третий лишний»

Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры. Взрослый называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).

  1. Игра  «Природа и человек»

Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей взрослый задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети называют объекты природы.

Таким образом, через игру можно добиться довольно неплохих результатов развития речи. Дети при этом охотно идут на контакт, принимают активное участие, сами предлагают внести определенные поправки. В результате развивается и логическое мышление, и воображение, и самостоятельность; одновременно ребенок становится более внимательным, аккуратнее обращается со словами в речи, начинает чувствовать строй и мелодику языка.

«Предлагаем поиграть с ребёнком дома»

(дидактические игры по развитию речи)

«Закончи предложение»

(употребление сложноподчинённых предложений)

-Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу) 
-Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу) 
-бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу) 
- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) 
-Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела) 
-Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) 
-Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано) 
-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) 
-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) 
-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

«Кому угощение?» 
( употребление трудных форм существительных) 

Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова» 
(активизация словаря) 
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. 
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки) 
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д. 

«Кто кем хочет стать?» 
(употребление трудных форм глагола) 
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу. 

«Зоопарк» 
(развитие связной речи). 
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 
1. Внешний вид; 
2. Чем питается. 
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное. 

«Сравни предметы» 
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств). 
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д. 
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди". 
Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук". 
Ребёнок: "У меня рабочий фартук". 
Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек". 
Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета". 
Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками". 
Ребёнок: "А мой - красной лентой". 
Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана". 
Ребёнок: "А у этого - один большой на груди". 
Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов". 
Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты". 
Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол". 
Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской". 

«Кто кем был или что чем было» 
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем). 
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.? 

«Назови как можно больше предметов» 
(активизация словаря, развитие внимания). 
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. 

«Подбери рифму» 
(развивает фонематический слух). 
Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко, похоже. Предлагает помочь подобрать слово. 
По дороге шёл жучок, 
Песню пел в траве ... (сверчок). 
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Пусть Ваши дети говорят красивым и чистым языком!

Говорим правильно – советы логопеда. Ларионова Е.В.

Едва ребенок появляется на свет, он сразу же начинает общаться с окружающим его миром. И если на первых порах он довольствуется только криком, то со временем средства общения расширяются. Малыш начинает активно «агукать», пробовать на вкус различные звуки, а потом и слоги. А сколько радости доставляет матери первое слово сына или дочки! И, конечно, все родители хотят, чтобы их ребенок начал говорить своевременно и правильно.

Роль взрослого в психическом и речевом развитии ребенка первых лет жизни уникальна. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, а любое нарушение в той или иной степени отразится на всем развитии и поведении ребенка. Поэтому самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек, предоставив ребенка самому себе. Конечно, никто не может заменить работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не потерять драгоценное время.

Родители могут способствовать успешному развитию ребенка с самого раннего возраста, с первых дней жизни

  1. Почаще вступайте в зрительный и эмоциональный контакт с малышом, привлекая его внимание. Напевайте песенки, разговаривайте с малышом с разной интонацией и силой голоса, меняйте выражение лица, стройте рожицы, реагируйте и имитируйте его вокализации (кряхтите, гулите). 
  2. Разговаривайте с ребенком без постороннего шума, медленно, четко, следите за правильным произношением. Поощряйте инициативу малыша, старайтесь, чтобы он испытывал от общения только удовольствие.
  3. Играйте с малышом в речевые и пальчиковые игры: «Гуси-гуси», «Коза рогатая», «Каравай-каравай», «Ладушки» и др.
  4. Совершайте с ребенком экскурсии, на которых будете знакомить его с новыми понятиями и объектами. Ходите и рассказывайте обо всем в квартире, во дворе, в магазине. Давайте четкие, но не упрощенные комментарии.
  5. Читайте книжки, рассматривайте картинки, имитируйте голоса животных, звуки транспорта и т.п.

На втором году жизни очень важно воспитывать у ребенка потребность в речевом общении, внимание к речи окружающих, учить воспроизводить звуки и слова, вызывать активную речь.

Для развития правильного произношения можно вызывать звуки по подражанию: «Как Ляля плачет? – А – а – а», «Как мышка пищит? – пи – пи».

Для развития речевого дыхания учите малыша дуть на комочки ваты («снежинки»), на кораблики на воде, выдувать мыльные пузыри и т.д.

Для развития выразительности учите малыша воспроизводить разные интонации (удивление – о-о-о, огорчение – ой-ой). Учите малыша говорить громко и тихо, высоким и низким голосом (Мишка большой и маленький).

Родители могут придумывать различные задания и упражнения самостоятельно, только важно помнить, что все занятия должны быть организованы в игровой форме!

Для детей-дошколят занятия становятся более разнообразными. Можно использовать элементы артикуляционной гимнастики (различные упражнения для языка и губ, не забывать про пальчиковые игры, шнуровки, конструирование из деталей и других упражнений для развития пальчиков. С помощью тематических картинок (игрушки, одежда, посуда, транспорт, животные) можно проводить занятия для развития пассивного и активного словаря, грамматического оформления, развития мышления и фантазии малыша.

Как вовремя выявить возможные нарушения речи?

Чтобы определить, есть ли отклонения в развитии речи вашего ребенка, необходимо знать, как развивается речь малышей в норме. Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития:

Самым первым проявлением речи является крик. По характеру крику можно многое сказать о состоянии новорожденного. Например, у детей с врожденной расщелиной неба крик тихий, слабый, гнусавый.

На смену крику в 2-3 месячном возрасте приходит гуление. Гуление – это пропевание малышом гласных звуков, близких к «а», «э», «у», возможно в сочетании с согласным «г». Гуление активно подготавливает речевой аппарат к произнесению звуков.

В 5-8 месяцев у малыша появляется лепет – произнесение серии одинаковых слогов «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Со временем звуки лепета усложняются и становятся все более разнообразными. Ребенок начинает подражать звукам взрослого.

В период с 9 до 14 месяцев жизни появляются несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Эти слова могут повторять звуки лепета, состоять из одного или двух одинаковых слогов, однако малыш четко соотносит их с конкретными предметами окружающего мира. Одним словом, ребенок 1 – 1,5 лет может выражать целую фразу или даже текст. Например, «мама» может означать – «Это моя мама», «Мама, я мокрый», «Это мамино пальто», «Мы сегодня с мамой ходили в магазин» и т.д. Количество слов к 2 годам значительно увеличивается (до 300 слов).

К 2 годам начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличивается очень быстро.

К 3 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в предложении и строить фразы.

К 5 годам – правильно произносить все звуки родного языка.

Есть точка зрения, что пока ребенок совсем маленький, логопед ему не нужен, речь формируется сама. Так ли это?

Любое отклонение от нормы требует консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к 5 годам многое упущено, в раннем же возрасте можно помочь формированию правильной речи и предупредить многие проблемы. Наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет. Помните, что чем раньше выявлен дефект, тем легче его исправить, а многое реально предупредить!

ВНИМАНИЕ!

О признаках нарушения речевого развития можно говорить, если:

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит, у него есть трудности при сосании и глотании.

К концу 4 месяца он не гулит, не улыбается в ответ на речь и улыбку мамы;

К 7 месяцам не узнает голоса близких, не реагирует правильно на интонации (строгий или ласковый голос мамы).

К концу 9-го месяца малыш не лепечет, не повторяет за взрослым звукосочетания, не подражает интонации говорящего.

К 1 году не выполняет простые просьбы «покажи», «дай», «принеси», не указывает жестом или головой на знакомые предметы окружающего мира, животных и знакомых взрослых.

К 1 году 4 месяцам ребенок не употребляет ни одного слова.

К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

К 2 годам малыш не может показать части тела, не узнает на картинках животных, предметы обихода, одежду, транспорт, т.е. то, с чем он сталкивается ежедневно, близких на фотографии, не выполняет сложные просьбы.

К 2,5 годам он не пытается соединять слова в предложения, не понимает разницу между словами «большой» и «маленький», «много» и «мало».

К 3 годам ребенок не понимает короткие стихи, рассказы, не может пересказать их, не может ответить на вопрос, как его зовут, маму, папу и т.д.

В 4 года не знает названия цветов, не слушает и не пересказывает длинные сказки, не может рассказать стихотворение, рассказать короткие истории из своей жизни и т.д.

В 5-6 лет у ребенка имеются нарушения произношения каких-либо звуков, его речь неразборчивая, нечеткая.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара, Ларионова Е. В.