Сопровождение воспитанников с ОВЗ и инвалидов
В МБДОУ «Детский сад № 49» г. о. Самара осуществляется коррекционное сопровождение детей с ОВЗ дошкольного возраста 3-7 лет.
В МБДОУ организовано 4 группы для детей с ОВЗ, с задержкой психического развития. Помимо этого, сопровождение детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет осуществляется в условиях инклюзивного обучения (индивидуальные коррекционные занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога в зависимости от заключения, индивидуальных особенностей воспитанников и рекомендаций ПМПК).
Основу комплексного сопровождения детей с ОВЗ составляют следующие принципиальные положения
- коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения
- содержание коррекционной работы – это психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в речевом (познавательном) развитии воспитанников
- все специалисты осуществляют коррекционную работу.
Цель коррекционной работы – устранение, компенсация имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием основного дефекта (при речевом недоразвитии – познавательных процессов, при нарушении познавательной сферы – речевого недоразвития), предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для каждого воспитанника с ОВЗ в группе коррекционной или общеразвивающей направленности учителем-логопедом/учителем-дефектологом или совместно указанными специалистами после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и с учётом одной из перечисленных Программ коррекционно-развивающей работы, разрабатывается индивидуальный план, определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям дошкольника с ОВЗ.
В рабочих программах, разработанных с учётом коррекционных технологий для детей с ТНР и ЗПР заложено оптимальное сочетание индивидуальной коррекционной работы и совместной деятельности детей и взрослого, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Свободное время для игр выделяется и в первой и во второй половине дня, а также время для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач программ обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции познавательно-речевой сферы и тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей, родителей.
Структура программ коррекционной работы включает взаимосвязь диагностического, коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в программу и процессы реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника.
Комплексное коррекционное сопровождение дошкольников с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 49» г. о. Самара осуществляется в соответствии с локальными актами, регламентирующими деятельность специалистов, осуществляющих данное сопровождение:
В группе для детей с ЗПР сопровождение воспитанников с ОВЗ осуществляют: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Неотъемлемыми участниками комплексного коррекционно-педагогического сопровождения являются родители.