г. Самара, ул. Ленинградская, 80
(1 корпус)

+7 (846) 333-53-80
+7 (846) 310-13-97

ул. Чапаевская, 120
(2 корпус)

+7 (846) 333-51-07

ул. Садовая, 40
(3 корпус)

+7 (846) 332-49-82

mdoudsv49@mail.ru

Печать

Занятия с логопедом

Говорим правильно – советы логопеда. Ларионова Е.В.

Едва ребенок появляется на свет, он сразу же начинает общаться с окружающим его миром. И если на первых порах он довольствуется только криком, то со временем средства общения расширяются. Малыш начинает активно «агукать», пробовать на вкус различные звуки, а потом и слоги. А сколько радости доставляет матери первое слово сына или дочки! И, конечно, все родители хотят, чтобы их ребенок начал говорить своевременно и правильно.

Роль взрослого в психическом и речевом развитии ребенка первых лет жизни уникальна. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, а любое нарушение в той или иной степени отразится на всем развитии и поведении ребенка. Поэтому самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек, предоставив ребенка самому себе. Конечно, никто не может заменить работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не потерять драгоценное время.

Родители могут способствовать успешному развитию ребенка с самого раннего возраста, с первых дней жизни

  1. Почаще вступайте в зрительный и эмоциональный контакт с малышом, привлекая его внимание. Напевайте песенки, разговаривайте с малышом с разной интонацией и силой голоса, меняйте выражение лица, стройте рожицы, реагируйте и имитируйте его вокализации (кряхтите, гулите). 
  2. Разговаривайте с ребенком без постороннего шума, медленно, четко, следите за правильным произношением. Поощряйте инициативу малыша, старайтесь, чтобы он испытывал от общения только удовольствие.
  3. Играйте с малышом в речевые и пальчиковые игры: «Гуси-гуси», «Коза рогатая», «Каравай-каравай», «Ладушки» и др.
  4. Совершайте с ребенком экскурсии, на которых будете знакомить его с новыми понятиями и объектами. Ходите и рассказывайте обо всем в квартире, во дворе, в магазине. Давайте четкие, но не упрощенные комментарии.
  5. Читайте книжки, рассматривайте картинки, имитируйте голоса животных, звуки транспорта и т.п.

На втором году жизни очень важно воспитывать у ребенка потребность в речевом общении, внимание к речи окружающих, учить воспроизводить звуки и слова, вызывать активную речь.

Для развития правильного произношения можно вызывать звуки по подражанию: «Как Ляля плачет? – А – а – а», «Как мышка пищит? – пи – пи».

Для развития речевого дыхания учите малыша дуть на комочки ваты («снежинки»), на кораблики на воде, выдувать мыльные пузыри и т.д.

Для развития выразительности учите малыша воспроизводить разные интонации (удивление – о-о-о, огорчение – ой-ой). Учите малыша говорить громко и тихо, высоким и низким голосом (Мишка большой и маленький).

Родители могут придумывать различные задания и упражнения самостоятельно, только важно помнить, что все занятия должны быть организованы в игровой форме!

Для детей-дошколят занятия становятся более разнообразными. Можно использовать элементы артикуляционной гимнастики (различные упражнения для языка и губ, не забывать про пальчиковые игры, шнуровки, конструирование из деталей и других упражнений для развития пальчиков. С помощью тематических картинок (игрушки, одежда, посуда, транспорт, животные) можно проводить занятия для развития пассивного и активного словаря, грамматического оформления, развития мышления и фантазии малыша.

Как вовремя выявить возможные нарушения речи?

Чтобы определить, есть ли отклонения в развитии речи вашего ребенка, необходимо знать, как развивается речь малышей в норме. Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития:

Самым первым проявлением речи является крик. По характеру крику можно многое сказать о состоянии новорожденного. Например, у детей с врожденной расщелиной неба крик тихий, слабый, гнусавый.

На смену крику в 2-3 месячном возрасте приходит гуление. Гуление – это пропевание малышом гласных звуков, близких к «а», «э», «у», возможно в сочетании с согласным «г». Гуление активно подготавливает речевой аппарат к произнесению звуков.

В 5-8 месяцев у малыша появляется лепет – произнесение серии одинаковых слогов «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Со временем звуки лепета усложняются и становятся все более разнообразными. Ребенок начинает подражать звукам взрослого.

В период с 9 до 14 месяцев жизни появляются несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Эти слова могут повторять звуки лепета, состоять из одного или двух одинаковых слогов, однако малыш четко соотносит их с конкретными предметами окружающего мира. Одним словом, ребенок 1 – 1,5 лет может выражать целую фразу или даже текст. Например, «мама» может означать – «Это моя мама», «Мама, я мокрый», «Это мамино пальто», «Мы сегодня с мамой ходили в магазин» и т.д. Количество слов к 2 годам значительно увеличивается (до 300 слов).

К 2 годам начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличивается очень быстро.

К 3 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в предложении и строить фразы.

К 5 годам – правильно произносить все звуки родного языка.

Есть точка зрения, что пока ребенок совсем маленький, логопед ему не нужен, речь формируется сама. Так ли это?

Любое отклонение от нормы требует консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к 5 годам многое упущено, в раннем же возрасте можно помочь формированию правильной речи и предупредить многие проблемы. Наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет. Помните, что чем раньше выявлен дефект, тем легче его исправить, а многое реально предупредить!

ВНИМАНИЕ!

О признаках нарушения речевого развития можно говорить, если:

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит, у него есть трудности при сосании и глотании.

К концу 4 месяца он не гулит, не улыбается в ответ на речь и улыбку мамы;

К 7 месяцам не узнает голоса близких, не реагирует правильно на интонации (строгий или ласковый голос мамы).

К концу 9-го месяца малыш не лепечет, не повторяет за взрослым звукосочетания, не подражает интонации говорящего.

К 1 году не выполняет простые просьбы «покажи», «дай», «принеси», не указывает жестом или головой на знакомые предметы окружающего мира, животных и знакомых взрослых.

К 1 году 4 месяцам ребенок не употребляет ни одного слова.

К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

К 2 годам малыш не может показать части тела, не узнает на картинках животных, предметы обихода, одежду, транспорт, т.е. то, с чем он сталкивается ежедневно, близких на фотографии, не выполняет сложные просьбы.

К 2,5 годам он не пытается соединять слова в предложения, не понимает разницу между словами «большой» и «маленький», «много» и «мало».

К 3 годам ребенок не понимает короткие стихи, рассказы, не может пересказать их, не может ответить на вопрос, как его зовут, маму, папу и т.д.

В 4 года не знает названия цветов, не слушает и не пересказывает длинные сказки, не может рассказать стихотворение, рассказать короткие истории из своей жизни и т.д.

В 5-6 лет у ребенка имеются нарушения произношения каких-либо звуков, его речь неразборчивая, нечеткая.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 49» г.о. Самара, Ларионова Е. В.